В философии садового искусства «страны самураев» можно выделить два принципа организации пространства: принцип чувства гармонии и так называемый принцип «очарования вещей».
Одна из особенностей эстетического мышления японцев заключена в привычке придавать значение даже малым деталям, простым вещам, наделяя их важностью, неким глубинным и неочевидным для поверхностного взгляда смыслом. Способность видеть эту скрытую природу материи, её сущность, душу и есть проявление принципа «очарования вещей». Но откуда пришла потребность так смотреть на предметный мир? Истоки принципа любования элементами берут своё начало в синтоизме, коренной религии Японии. Согласно представлениям синтоизма божественная природа вещей проявляет себя через красоту, которая далеко не всегда очевидна.
Таким образом, использование определённых предметов и композиционных элементов в японском саду призвано помочь человеку увидеть прекрасное и вечное сквозь материальную оболочку простых вещей.
Второй принцип, не менее важный, вытекает из образа жизни на этой далёкой для нас земле. Япония, страна достаточно сложных природных условий жизни, непростого климата, где катаклизмы и внезапные изменения погоды бывают нередки даже сегодня. Восприятие жизни со всеми её перипетиями через созерцание, в духе философии буддизма, со временем ярко отразилось в другом ключевом аспекте японского бытия — принципе гармонии.
Любой японский сад ярко подчеркивает эту идею: и в единстве живых и неживых компонентов, и в месте человека, единого с природой. Посетитель настраивается на состояние природы, царящее в японском саду. Наблюдатель и наблюдаемый незаметно становятся единым целым.
Гармония подразумевает отсутствие выбивающихся, кричащих элементов. Поэтому в японском парке и саду не бывает ярких, праздных красок. Наоборот, довлеют аскетизм и лаконичность, чувство иллюзорности, мимолетности жизни. Ничего лишнего или случайного, но каждая деталь наделена скрытым смыслом, символична.
В заключение можно уверенно говорить, что японское садовое искусство включает в себя не только ряд глубоких философских понятий и подходов, но и сложную систему построения композиций и отдельных элементов. Это феномен, дошедший до наших дней. Кардинально отличаясь от европейских школ, японская прошла свой, во многом, изолированный путь, постепенно впитывая в себя новые элементы и идеи.
Сегодня, в XXI веке наблюдается новый расцвет и популярность японской садовой традиции, которой удаётся и поныне успешно сохранять свои каноны и самобытность.
В наши дни сады в японском стиле можно найти в самых разных уголках нашей планеты. Вовсе не обязательно для этого ехать в Страну восходящего солнца. К примеру, уголки японской садовой традиции есть в «Главном ботаническом саду» Москвы, равно как и в «Ботаническом саду МГУ». Предлагаем вам своими глазами увидеть это чудо гармонии и красоты, насладиться новыми впечатлениями и спокойствием.